Tuesday, September 27, 2016

postsecular Religion in Ukraine

кровавый пастор следит за тобой
Религия в Украине становится по преимуществу публичной – и по собственному характеру, и по способу ее общественного восприятия. Два украинских майдана (2004 и 2014-2015 гг.) для отношений религии и общества имели действительно революционное значение. Религия была одним из главных факторов тех событий, но в них же и трансформировалась. Если ранее украинские исследователи религии изучали постсекулярность по западным публикациям, то за последнее время накопилось достаточно собственного материала, анализ которого может дать интересные результаты относительно характера украинской религиозности в ее связи с общественно-политическими процессами.

Показательно, что кардинал УГКЦ Любомир Гузар, патриарх УПЦ КП Филарет и баптистский «пастор» Александр Турчинов соединили в себе и религиозное, и политическое влияние. Каждый их них олицетворяет публичную религиозность, сформированную в специфическом конфессиональном контексте. Последний из них занимает ответственный государственный пост и представляется в медиа наиболее политизированным, а потому заслуживает более пристального внимания.
Александр Турчинов поневоле стал образом украинского протестантизма в его публичном модусе. В этом немалая заслуга медиа, как украинских, так и российских. При том, что сам Турчинов остается немногословным и довольно закрытым политиком и проповедником, его медиаобраз живет своей собственной жизнью, наиболее активно - жизнью виртуальной.
Стоит напомнить, что «пастором» Турчинова стали именовать украинские медиа, именно они создали ему загадочный, но респектабельный ореол баптиста-политика. Но «кровавым» его сделали медиа российские. Если для украинских медиа «пастор» - экзотика, необычный, но вполне допустимый религиозно-политический феномен, то для российских – однозначно злое порождение сектантства, угроза для православия и «русского мира». Как замечали аналитики в 2014 году, “Если набирать фамилию Турчинов в поисковике Google, всплывает подсказка "Турчинов пастор", если в Яндексе - "Турчинов баптист" и "Турчинов сектант" [3].

Эволюция медиаобраза имеет под собой и реальную биографическую основу. Александр Турчинов прошел путь от комсомольца до проповедника, а затем от скромного проповедника до «пастора»; от партийного «серого кардинала» до и.о. президента; от помощника Юлии Тимошенко до самостоятельного лидера национального масштаба. Несмотря на то, что биография Турчинова достаточно богатая, чтобы сделать ее периодизацию сложной и детальной, ее можно свести к двум «пришествиям», совпадающим с двумя украинскими майданами.

To be continued...[а начало тут]

1 comment:

Vasyl said...

По-моему, "кровавый пастор" получил распостранение в качестве стеба и троллинга как раз в украинских блогах. Даже если первое такое упоминание обнаружится среди какого-нибудь идеолога русской весны. То что баптист и сектант имеют негативную нагрузку в русском мире не оспариваю.