Wednesday, May 1, 2013

Elena Mizulina draft national family policy

Насколько это не фейк -- не знаю, ко мне док попал не от предполагаемого автора, обозначенного в свойствах файла (Elena Mizulina), выделения в тексте не мои,
тем не менее, любопытно, enjoy:

КОНЦЕПЦИЯ 
государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года
(общественный проект)

1. Общие положения
1. Семья- сложное социокультурное явление. Специфика и уникальность семьи в том и состоит, что она фокусирует в себе практически все аспекты человеческой жизнедеятельности и выходит на все уровни социальной практики: от индивидуального до общественно-исторического, от материального до духовного. Сущность и смысл семьи состоит не просто в воспроизводстве населения, а в продлении рода в самом широком смысле слова. Семья выступает как связующее звено поколений рода. Через нее род развивает заложенные в его природе душевно-духовные качества. В памяти рода, в его вере семья обретает бессмертие. В народном сознании древнерусского человека род (семья, родственники, племя), народ, Родина связаны не просто одним морфологическим корнем, а отражали специфику миропонимания, идею развития общества[1]. Русское православие усиливает духовное содержание рода и семьи. Семья выступает не только социальным сообществом супругов, родителей и детей, но и духовной ячейкой, "малой церковью".
Такой подход к институту семьи позволяет акцентировать внимание не на частных проявлениях проблем семьи, а видеть ее в контексте развития того социума, из которого она вырастает.
2. Государственная семейная политика – система целей, задач, принципов, приоритетов  и мер, направленных на укрепление, развитие и защиту института семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение и восстановление традиционных семейных ценностей,  повышение социальной роли семьи в жизни общества и стратегии развития России. 
Государственная семейная политика Российской Федерации направлена на
укрепление и развитие института семьи, сохранение и восстановление традиционных семейных ценностей,
улучшение положения семей с несовершеннолетними детьми,
защиту семьи, в том числе от незаконного вмешательства в семейную жизнь, и оказание ей содействия в осуществлении ее основных функций
и повышение на этой основе уровня семейного благополучия, улучшение демографической ситуации в стране, защиту детей от социального сиротства.
3. Настоящей Концепцией, разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области семейных отношений, учитывающими важность сохранения традиционных семейных ценностей, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, с учетом отечественного опыта, определяются цели, принципы, задачи и основные направления семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

2. Современное состояние института семьи  в Российской Федерации и тенденции его развития
1. Семья является базовым фундаментальным условием функционирования российского общества, важнейшим элементом его самоорганизации. 89% россиян предпочитают семейный образ жизни. За период между переписями населения 2002 и 2010 годов число россиян, живущих в семьях, увеличилось на 4%.
2. В то же время современная российская семья значительно отличается от традиционной своей структурой: возросло число неполных семей, сократилось количество многопоколенных семей, увеличилась доля однодетных семей. Обыденными явлениями стали взаимоотчуждение супругов и как следствие рост числа разводов, сожительство без регистрации брака и как следствие рост рождений детей вне брака, масштабы социального сиротства или сиротства детей при живых родителях.
На протяжении почти тысячелетия семья традиционной для России являлась многодетная семья, основанная на супружестве отца и матери. Даже последнее дореволюционное поколение женщин (1914-1918 годов рождения) и уже в советское время сохранило верность традиции. 42,3% женщин этого поколения стали многодетными матерями, родив троих и более детей. Матерью с одним ребенком стала только каждая пятая женщина того поколения[2]. Тогда как в современной России 2 из 3 матерей имеют по одному ребенку, а многодетными становятся не более 7% женщин. Многодетные семьи составляют 5,8% от общего числа семей с несовершеннолетними детьми. Утрачиваются традиции многодетной семьи, в которой старшие дети присматривают за младшими, примеряя на себя роль взрослого воспитателя. Эти отношения, возникающие между братьями и сестрами,       невозможно заменить отношениями между ребенком и родителями[3]. Возможно и с этим связано то, что современные дети, будучи окружены только взрослыми членами семьи, не взрослеют достаточно долго[4].
3. Меры демографической политики 2006-2012 годов улучшили демографические показатели. Уровень рождаемости вырос на 15 % , по вторым рождениям - на 17, 5 %,  по третьим – на 26, 3 %. Уровень смертности снизился на 10 %. В среднем на 2,3 года увеличилась продолжительность жизни  россиян, и составила в среднем 69,8 лет, для женщин – 75,6 года,  для мужчин – 64 года. В 2011 году впервые за последние 12 лет отмечено не падение, а рост численности детского населения. По сравнению с 2010 годом численность детского населения увеличилась на 600 тыс.человек.
Однако принятые меры демографической политики, обусловленные прежде всего задачами увеличения численности населения России, мало повлияли на современное состояние института семьи.
4. Общее число семей между переписями населения 2002 и 2010 годов сократилось на 2,4% и составило 40 млн.665 тыс.579 семей. При этом темпы сокращения числа семей чуть выше, чем темпы сокращения численности населения (2,4% против 1,9%), сокращается доля семей с несовершеннолетними детьми в общей численности семей. По данным переписи населения 2010 года  семьи с несовершеннолетними детьми составляют 42,5% от общего числа семей. И если в 2002 году каждая 2-я российская семья имела несовершеннолетних детей, то в 2010 году – только 2 из 5 семей. Общее число семей с несовершеннолетними детьми сократилось между переписями населения 2002 и 2010 годов на 17,7%.
Растет число бездетных семей. Каждая 3-я семья в России является бездетной. Согласно переписи населения 2010 года число бездетных семей выросло на 7,4%.
По прежнему среднестатистической российской семьей является семья с двумя родителями, состоящими в браке, и одним ребенком (67% семей против 68% в 2002 году). В однодетных семьях проживает почти половина несовершеннолетних детей. А это значит, что ребенок проводит свободное время дома среди взрослых, и практически лишен полноценного общения с сиблингами (братьями и сестрами) [5]
5. Современное российское общество относится более терпимо к неполным семьям, в то время как в традиционной российской семейной культуре неполная семья являлась скорее исключением. Между переписями населения 2002 и 2010 годов число полных семей сократилось на 11,2%, а число неполных семей выросло на 3%. В сравнении с 1996 годом доля неполных семей выросла в 2,5 раза[6]. Каждый 3-й ребенок проживает в неполной семье, 88% из них это материнские семьи. Семья без отца становится нормой. Социализация детей из неполных семей уже с дошкольного возраста характеризуется некоторой неполноценностью. У детей из неполных семей отсутствует образец гармоничных межличностных отношений между мужчиной и женщиной, на который они могли бы ориентироваться в будущем.
6. В традиционной русской культуре основным типом семьи была большая многопоколенная семья, в которой совместно жили несколько поколений родственников, один из которых выполнял роль главы рода. Постоянное и тесное сотрудничество трех поколений в семье - не анахронизм, а необходимое условие разрешения духовного кризиса семьи и обества.
 Современные дети воспитываются в однопоколенных семьях в непосредственном взаимодействии только с родителями. Воспитательное влияние бабушек и дедушек в таких семьях значительно снижено.
Согласно переписи 2010 года доля многопоколенных семей составляет 30%, правда между переписями 2002 и 2010 годов число многопоколенных семей увеличилось в 2 раза.
7. Рождение ребенка усиливает для семьи риски попасть в категорию бедных (малоимущих) семей. Почти 10 миллионов детей  (если судить по числу получателей стандартных региональных пособий, условием выплаты которых является доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, установленного на  ребенка в субъекте Российской Федерации) или 4 из 10 детей проживают в малоимущих семьях. Малоимущие семьи с несовершеннолетними детьми более чем на 30% беднее малоимущих бездетных семей. По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, проведенного Росстатом в 2010 году, почти 60% в структуре потребительских расходов семей с несовершеннолетними детьми составляют расходы на питание и на оплату услуг. Причем в сравнении с 2007 годом доля этих расходов выросла на 6%. Более 40% семей с двумя и более детьми имеют долги по кредиту или иным долговым обязательствам.
Высока нуждаемость семей с детьми в жилье. По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, проведенного Росстатом в 2010 году, размер общей площади жилья, который приходится  на одного члена семьи, в семьях с несовершеннолетними детьми почти на 1/3 меньше, чем в семьях без детей. Более половины семей с несовершеннолетними детьми оценивают свои жилищные условия как удовлетворительные, то есть «жить модно», но качество жилья оставляет желать лучшего.  Каждый 5-й ребенок живет в семье, имеющей плохие жилищные условия, в том числе каждый 3-й из них – в возрасте до 1 года.  Косвенным подтверждением такого вывода является то, как семьи распоряжаются средствами материнского (семейного) капитала. 97% владельцев сертификатов, распорядившихся средствами, направили их на улучшение жилищных условий семьи. В то же время, репродуктивные намерения россиян, согласно результатам выборочного обследования россиян «Семья и рождаемость», проведенного Росстатом в сентябре-октябре 2009 года, напрямую зависят и от уровня жизни и от жилищных условий семьи. Так, самый высокий показатель ожидаемого числа детей (1,85) оказался у семей, имеющих высокий уровень жизни, и жилье среднего качества.
8. В современной российской семейной культуре развод и рождение вне брака  уже не являются аномальными  явлениями. С 1992 года началось стабильное увеличение числа семей, основанных на незарегистрированном браке, следствием которого стало увеличение числа внебрачных детей. Доля внебрачных детей хотя и снижается, но остается высокой в общей численности детского населения. Ежегодно каждый 3-й ребенок, а с 2010 года – каждый 4-й ребенок рождается вне брака.
Но даже сам факт регистрации брака еще не является гарантией его устойчивости. Внутрисемейные конфликты, распад семьи, разводы стали более привычными явлениями, чем крепкие, устойчивые, благополучные семьи. Распадается почти каждый второй брак. В 2011 году на 1000 браков  приходилось 509 разводов, в 2012 году – уже 529.  60% браков расторгаются в первые 5 лет совместной жизни.
Увеличилась доля разводов супругов, имеющих несовершеннолетних детей. Если в 2005 году каждый второй развод был связан с несовершеннолетними детьми, то в 2011 году на 3 развода приходится 2 развода супругов, имеющих несовершеннолетних детей.
Между тем, нахождение в браке влияет на принятие женщиной решения о рождении второго или последующего ребенка. Суммарный коэффициент рождаемости у замужних женщин выше чем у их незамужних сверстниц в возрастной группе 25-29 лет - на 10%, в возрастной группе 30-34 года -на 18%, в возрастной группе 35-39 лет – на 17%, в возрастной группе старше 40 лет – на 20%.
Средний интервал времени между вступлением в брак и рождением первого ребенка у лиц, состоящих в незарегистрированном браке, почти в 2 раза длиннее (более 2 лет), чем у лиц, состоящих в зарегистрированном браке (около 15 месяцев).
9. Настоящим бедствием для института семьи стали аборты. В 2011 году  проведено 989 375 абортов. Более 16 тыс. из них ,у несовершеннолетних, достигших  15 лет, были произведены без согласия, и, скорее всего, без ведома родителей. По экспертным оценкам реальное число абортов в 5-8 раз больше и достигает 5-8 млн.в год. Каждая 10-я женщина,  и почти каждая 3-я несовершеннолетняя, беременность которой прерывается посредством аборта, является первобеременной. И хотя благодаря мерам демографической политики число учтенных абортов за последние 5 лет имеет устойчивую тенденцию к снижению, однако, сохраняется отношение к абортам как к обычной медицинской процедуре, защищающей право женщины на материнство. Именно такое отношение является идейной основой для процветания «теневого» «абортивного» бизнеса. Аборт все более становится делом привычным и абсолютно приемлемым, что является самым  верным доказательством полного нравственного падения народа. При молчаливом попустительстве общества аборты превращаются в массовый террор против собственных детей, в отрицание ценностей семьи, брака, родительства, права на отцовство (следует учитывать также рост числа медикаментозных абортов и самопроизвольных абортов; идейную основу программ планирования и центров кризисной беременностиы, которые оправдывают отказ от рождения ребенка в случае нежелательной беременности, профилактика абортов подменяется прерыванием ребенка и насильственным умерщвлением плода).
10. Наглядным показателем ослабления института семьи является высокий уровень социального сиротства. 84% детей без попечения родителей – социальные сироты или дети родителей, лишенных родительских права или ограниченных в родительских правах. Отобрание ребенка из кровной семьи, лишение родителей родительских права, их ограничение в родительских правах стали самыми распространенными инструментами политики разрешения семьи и как следствие - воспроизводства социального сиротства.
В 2011 году только 6% детей, отобранных  у родителей (причем во внесудебном порядке), были отобраны в связи с угрозой их жизни и здоровью. Только 2% родителей, лишенных родительских прав, были лишены за жестокое обращение с ребенком. 1 из 5 родителей, ограниченных в родительских правах, был ограничен вследствие его поведения. Ежегодно около 94% отобраний детей из семьи, 90% лишений родительских прав и 80% ограничений в родительских правах производятся по усмотрению, в первую очередь, органов опеки и попечительства, и зависят от того, как они толкуют термины «невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей», «злоупотребление со стороны родителей», «ребенок, находящийся в социально опасном положении» и «семья, находящаяся в социально опасном положении», «стечение тяжелых жизненных обстоятельств».
Само по себе наличие несовершеннолетнего ребенка в семье становится достаточным основанием для бесцеременного вмешательства представителей органов опеки и попечительства, органов внутренних дел во внутренние дела семьи, проникновения в жилище, постановки семьи на учет семей, находящихся в социально опасном положения, и контроля за такой семьей, в том числе с применением мер индивидуальной профилактической работы как к детям, так и к родителям.
Учет семей, находящихся в социально опасном положении, ведется как органами социальной защиты и социального обслуживания населения, так и органами внутренних дел. Основания для постановки на учет расплывчаты. Не урегулирован порядок и условия постановки на учет, снятия семьи с учета. Каждая пятая семья, признанная в 2012 году находящейся в социально опасном положении и поставленная на учет в органах социальной защиты и социального обслуживания населения,   была поставлена на учет по признаку многодетности. Почти каждая вторая семья, признанная в 2012 году находящейся в социально опасном положении и поставленная на учет в органах социальной защиты и социального обслуживания населения,   была поставлена на учет в связи с тем, что являлась неполной.
Основаниями для составления в 2012 году органами внутренних дел протоколов в отношении 72% семей с несовершеннолетними детьми и их постановки на учет послужило неисполнение ими обязанностей по содержанию и воспитанию детей, не связанное с совершением как родителями, так и самими детьми  административных правонарушений или уголовных преступлений.
Эта практика, ассоциируемая в общественном сознании с «ювенальной юстицией» или произвольным вмешательством чиновников в внутренние дела семьи, подрывает авторитет родительской власти, противопоставляет права детей правам родителей и вызывает обоснованный общественный протест.
Такая практика, основанная  на неопределенности и противоречивости семейного законодательства, дающего волю усмотрению чиновников,  дорого обходится государству. Консолидированный бюджет, включающий расходы на финансирование учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, выплату пособий на детей, оплату труда приемных родителей, обеспечение жильем детей этой категории по достижении ими совершеннолетия, исчисляется в пределах 100 млд. долларов. Отбирая ребенка из кровной семьи, государство вынуждено тратить миллиарды рублей на финансирование институтов, заменяющих кровную семью ребенка (детских домов, опекунских семей, в первую очередь в форме возмездной опеки). По данным Минобрнауки России в 2010 году только на финансирование  учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, было израсходовано 76,1 миллиардов рублей, при этом 74,037 миллиарда рублей составили бюджетные средства из бюджетов субъектов Российской Федерации. Следует учитывать также средства
 на выплату единовременных пособий при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью (с 1 января 2013 года размер федерального пособия составляет 13 087 руб.),
на ежемесячные выплаты на содержание детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях опекунов и приемных семьях (не менее 4 000 рублей на ребенка),
на ежемесячные выплаты приемным родителям в качестве вознаграждения за труд (не менее 2 500 рублей), 
на обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей, жильем. Только из федерального бюджета на эти цели в 2012 году было выделено 6, 222919 миллиардов рублей. При этом очередь нуждающихся в жилых помещениях детей, оставшихся без попечения родителей, не уменьшается, а растет. В 2011 году она выросла в 3 раза по сравнению с 2010 годом и составила на конец года более 223 тысяч нуждающихся, из которых 100 тысяч достигшие совершеннолетия.
11. Современное состояние института семьи в России в значительной степени обусловлено политическими и социально-экономическими процессами, происходившими в ХХ веке.
Первый сокрушительный удар по традиционным семейным ценностям был нанесен большевиками после октябрьской революции 1917 года. Будучи одержимы идеей создания нового коммунистического порядка и нового человека, большевики сознательно разрушали семью как один из оплотов самодержавия. Они враждебно относились к буржуазному браку и семейному воспитанию детей, считая своей задачей отменить в будущем брак вообще, но первоначально сделать его хотя бы неустойчивым. Особое значение придавалось антирелигиозной и антицерковной пропаганде. В числе первых декретов, принятых большевиками, был Декрет о гражданском браке, о детях и о введении книг актов гражданского состояния от 18 декабря 1917 года, согласно которому брак, заключенный в церкви, лишался с 20 декабря 1917 года всякой правовой основы. 19 декабря 1917 г. был принят второй Декрет «О расторжении брака», согласно которому бракоразводные дела были изъяты из компетенции судов Духовных консисторий. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве от 22 октября 1918 г. еще более упростил процедуру разводов. Никаких доказательств распада семьи от разводящихся не требовалось. Очередной удар по институтам брака и семьи нанес Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 года, который полностью разорвал связь между браком, религией и церковью, узаконив «фактический» брак, лишив родителей права на воспитание детей.  В Кодексе прямо было записано, что у родителей по отношению к своим детям есть лишь обязанности, основной из которых является обязанность подготовки детей к социально полезной деятельности, родители  не имеют права принимать решение по поводу конфессии детей. Если родители пренебрегают своими обязанностями или выполняют их неправомерно или сурово обходятся с детьми, они могут быть лишены своих прав, а дети переданы в учреждения общественной опеки. При этом, что такое «социально полезная деятельность» и «неправомерное воспитание» Кодекс не раскрывал.  Бухарин Н.И., комментируя соответствующие положения Кодекса, указывал, что право родителей на воспитание детей никак не обосновано, ребенок принадлежит тому обществу, в котором он родился. Способность к воспитанию детей встречается реже, чем способность рожать детей. Поэтому следует детей разлучать с родителями надолго или навсегда.  В 1930 г. был предложен план отбирать детей у родителей и воспитывать их в общественных детских домах[7].
Всяческое расшатывание брака вплоть до его распада – суть советского семейного законодательства того времени.
12. Непродуманные и неподготовленные социальные эксперименты 80-х-90-х годов стимулировали нарастание разрушительных тенденций в семейных отношениях. Россию начинают активно втягивать в систему отношений, свойственных западной цивилизации, с ее фетишизацией прав и свобод человека, в том числе прав сексуальных меньшинств.
Одной из причин разрушения традиционных для России семейных ценностей явилось и  ложное понимание принципа приоритета прав ребенка как приоритета по отношению к правам родителей. Между тем Конвенция ООН о правах ребенка не противопоставляет права детей и права родителей, а, напротив, последовательно признает приоритет прав и обязанностей родителей руководить и управлять ребенком в осуществлении его прав, в том числе в реализации  права ребенка на свободу мысли, совести и религии, важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка.
Конвенция ООН о правах ребенка провозглашает принцип, согласно которому дети имеют право на особую заботу и помощь. Однако, этот принцип не предполагает противопоставление детей и родителей, подмену семьи государственными или муниципальными институтами. Напротив, Конвенция обязывает государства-участников Конвенции «предоставить семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей необходимую защиту и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества».
Два главных принципа, возглавляющих список  важнейших принципов, касающихся защиты и благополучия детей, провозглашенных в Декларации ООН от 3 декабря 1986 года «О социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях», также подчеркивают не приоритет прав ребенка по отношению к родителям, а взаимосвязь благополучия семьи и ребенка:  «Каждое государство должно уделять первоочередное внимание благополучию семьи и ребенка» (статья 1), «благополучие ребенка зависит от благополучия семьи» (статья 2).
Искусственное противопоставление прав ребенка правам родителей и придание правам ребенка безусловного приоритета, что противоречит российским традициям семейных отношений, ибо нельзя расширять права детей за счет сужения прав родителей, а также искусственно противопоставлять права одних правам других[8].
13. Идейным оплотом большевистской политики по разрушению традиционных семейных ценностей остается Семейный кодекс Российской Федерации. Семейный кодекс Российской Федерации был принят в 1995 году и ни разу не подвергался системному анализу и пересмотру. Между тем за более чем пятнадцатилетний период истории России в условиях новой Конституции РФ отраслевое законодательство России существенно изменилось, появилось объемное и развитое региональное законодательство. Положения же семейного законодательства, умаляющие роль родителей в решении вопросов воспитания и развития ребенка, узаконивающие свободу усмотрения для органов опеки и попечительства при принятии решений, связанных с вмешательством в семейную жизнь, остаются незыблемыми. Восстановление традиционных семейных ценностей долно начаться с совершенствования семейного законодательства.
14. Правовым обоснованием для процветания "индустрии абортов" является законодательство об охране здоровья граждан. Согласно этому законодательству аборт - не умерщвление живого организма, а всего лишь медицинская процедура - прерывание беременности. Поскольку сам термин "аборт" в законодательстве не определен, то к абортам не относят и не учитывают медикаментозные аборты. Оборот лекарственных средств для медикаментозных абортов не урегулирован. Ответственность медицинских работников за нарушение сроков проведения абортов, за проведение абортов без соблюдения правил о "неделе тишины", "информированном добровольном согласии" в законодательстве отсутствует. По экспертым оценкам даже соблюдение уже установленных правил проведения абортов позволит увиличить число рождений на 300 тысяч в год за счет отказа беременных женщин от проведения абортов.
15. Ослаблению института семьи способтвует и ошибочность современной семейной политики, для которой характерно то, что она:
1) не является самостоятельным направлением государственной политики и рассматривается обычно как часть социальной и (или) демографической политики государства,
2) не имеет единой правовой основы, в силу чего может быть охарактеризована как нечто фрагментарное,
3) отнесена к ведению субъектов РФ и в этом смысле может быть охарактеризована как некая сумма региональных семейных политик,
4) характеризуется низкой долей расходов на семейно-детский бюджет,
5) обеспечивает приоритет интересов государства: направлена на увеличение рождаемости и развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, Эти приоритеты носят чисто прагматический характер и не связаны с тем, что является приоритетным для российских семей,
6) не учитывает и не поддерживает традиционные семейные ценности.
16. Некоторые из процессов, наносящие вред институту семьи и традиционным семейным ценностям, могут быть отнесены к категории непреднамеренных последствий реализации мер демографической политики, направленных на увеличение рождаемости и поддержку семей с детьми:
1) Серьезным испытанием для семей с детьми стала проблема устройства ребенка в дошкольное образовательное учреждение. Эту проблему можно было предотвратить, когда разрабатывать концепция демографической политики России. Федеральное правительство, предложив меры по увеличению рождаемости, не просчитало социальные последствия реализации такого рода мер, потребность с учетом роста уровня рождаемости в услугах дошкольного образования, начального школьного образования, дополнительного образования детей.
В итоге дошкольное образование оказалось недоступным для 26% семей с детьми дошкольного возраста, причем около 70% из них в возрасте от полутора до 5 лет. Доступность дошкольного образования оказалась зависящей от региона проживания ребенка. На 1 января 2012 года ниже среднереспубликанского показатель обеспеченности детей услугами дошкольного образования в Северо-Кавказском федеральном округе (61%), Сибирском федеральном округе (65%), Уральском федеральном округе (69%). Начало реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на период до 2017 года позволило модернизировать систему дошкольных образовательных учреждений, сделать ее более гибкой и приспособленной к нуждам семей с маленькими детьми, улучшить профессиональный состав педагогических работников, 98% которых имеют высшее или среднее профессиональное образование. Однако, к проблеме дефицита мест в детских садах добавились и другие проблемы, связанные с материальной базой дошкольных образовательных учреждений. Каждое 5-е здание ДОУ нуждается в капитальном ремонте, каждое 3-е не имеет водопровода, центрального отопления или канализации. Средняя зарплата работников дошкольных образовательных учреждений зависит от финансовых возможностей субъекта Российской Федерации.
2) Рост числа нерегистрируемых браков и рождений детей вне брака обусловлен в определенной степени и региональной политикой, связанной с  мерами поддержки семей, в частности семей матерей одиночек (женщин, не состоящих в браке).  Во всех субъектах Российской Федерации на детей из таких семей выплачивается ежемесячное пособие до достижения ребенком 18 лет, а   обучающимся по очной форме обучения бразовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования – до 23 лет или до окончания образовательного учреждения. Средний размер такого пособия хотя и значительно ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, но в 2,5 раза выше, чем пособие многодетной семье. Во многих субъектах Российской Федерации матери одиночке предоставляется право на первоочередное устройство ребенка в дощкольное образовательное учреждение. Полная семья или неполная семья, образовавшаяся после развода супругов, права на такие меры поддержки не имеет. Принимая решение, регистрировать брак или нет, семья учитывает, на какие меры поддержки со стороны государства она может рассчитывать. И если судить по статистике рождений детей вне брака в 4 из 10 семей принимают решение не в пользу регистрации брака.
16. Отсутствие комфортной, ориентированной на семьи с детьми, инфраструктуры семейного отдыха, оздоровления, досуга, напрямую с ослаблением института семьи не связано. В то же время эксперты отмечают, что за последние 20  лет (1993-2013) структура отдыха и досуга россиян изменилась. На смену народным гуляниям в парках под открытом небом приходят боулинги, клубы, театры и кинотеатры, аквапарки, торгово-развлекательные центры. Отдых через покупки становится преобладающим. 70% россиян совмещают покупки и развлечения, посещая торговые и торгово-развлекательные центры. В крупных городах аттракционы, кинотеатры, как правило, располагаются в торговых центрах. В плохую погоду (а это более 6 месяцев в году на большей части России) почти нет выбора для семей с детьми. Число игровых площадок с аттракционами для детей с годами не растет, а снижается. Полностью отсутствует сеть учреждений семейного отдыха и оздоровления. Между тем  совместный досуг, отдых, оздоровление родителей и детей вне дома – важная часть жизнедеятельности семьи, ее открытости, соорганизованности и взаимопонимания.
17. Ослабление института семьи и традиционных семейных ценностей происходит на неблагоприятном информационном фоне, изобилующем агрессивной пропагандой семейного неблагополучия, насилия, пронизанного неуважением к родителям и ненавистью к детям.
Сохранение этих разрушительных процессов в семье и обществе ставит под угрозу перспективу сохранения российского народа.
Выход из сложившейся ситуации может обеспечить восстановление традиционных семейных ценностей святости брака, уважения родительской власти, прочности многодетной многопоколенной семьи, любви к детям, проявляющейся, в том числе в любви к ребенку еще находящемуся в утробе матери, в сближении церки и государства , особенно в сфере семейных отношений. Как никогда становятся актуальными слова И.А.Ильина "...человеческая семья, в отличие от "семьи" уживотных, есть целый остров духовной жизни, и если она этому несоответствует, то она обречена на разложение и распад"[9]. Восстановление духовных основ жизни семьи –это и преодоление духовного вакуума общества в целом. Но пройти этот путь семья сможет только при поддержке государства. 

3.
Цели, принципы, задачи и основные направления
семейной политики Российской Федерации
на период до 2025 года

1. Целями семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года являются:
 1) повышение уровня семейного благополучия,
2) усиление социальной роли семьи в жизни общества (решении общегосударственных задач),
 3) создание условий для выполнения семьей ее основных функций.
Благополучная семья – экономически обеспеченная (включая меры социальной поддержки) и социально активная семья, состоящая из супружеской пары и двух или более детей или ориентированная на  их рождение.
Показатели уровня благополучия семьи:
1) состояние в браке, длительность пребывания в браке,
2) обеспечение благополучия двух и более детей,
3) забота о престарелых родителях,
4) обеспечение среднедушевого дохода на одного члена семьи выше прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации,
5) ориентация на предупреждение внутрисемейных конфликтов, их разрешение своими силами без ущерба для каждого члена семьи и, прежде всего, для детей;
6) обеспечение развития личности и реализации личных интересов каждого члена семьи (в том числе - профессиональный рост, повышение квалификации, успешное обучение в образовательных учреждениях);
7) обеспечение условий для укрепления здоровья и полноценного досуга и отдыха всех членов семьи.
2. В основу государственной семейной политики Российской Федерации положены следующие принципы:
1) единства и непротиворечивости семейной политики, включая федеральный, региональный уровни и уровень местного самоуправления,
 2) учета  российских семейных традиций, в том числе, традиции многодетной и многопоколенной семьи, авторитета родительской власти, святости брака,
3) приоритета прав, обязанностей и ответственности родителей за воспитание и развитие детей, выбор методов воспитания, согласующихся с уровнем развития ребенка,
4) партнерства государства, общества и семьи   в воспитании детей,
5) взаимодействия государства и церкви в принятии решений в сфере семейных отношений,
6)  приоритета предоставления  мер поддержки семьям, имеющим детей,
 7) дифференцированного подхода в предоставлении мер государственной поддержки применительно к  различным типам семей, в зависимости от количества детей и их возраста, материального положения семьи, состояния здоровья родителей и детей,
 8) самоорганизации и самообеспечения семьи, самостоятельности  семьи в принятии решений относительно своего развития,
9) признания воспитания детей не только частной, но и общественно значимой деятельностью,
10)  социальной преемственности и стабильности мер государственной семейной политики.
3. Основными задачами политики Российской Федерации на период до 2025 года являются:
1) пропаганда семейного благополучия и традиционных семейных ценностей,
2) укрепление института брака, сокращение числа  разводов, в первую очередь разводов супругов, имеющих несовершеннолетних детей, рождений детей вне брака,
3) совершенствование системы профилактики абортов, оказания помощи беременным женщинам в целях сохранения беременности, регулирование применения репродуктивных технологий и суррогатного материнства,
4) усиление мер поддержки многодетных семей,
5) усиление мер поддержки семей с детьми инвалидами
6) улучшение положения семей, в первую очередь семей с несовершеннолетними с детьми, в том числе сокращение  числа малоимущих семей с несовершеннолетними детьми, улучшение жилищных условий семей,
7) развитие социальной инфраструктуры оказания услуг семьям с детьми, в том числе позволяющих совмещать трудовую занятость и воспитание детей (в первую очередь обеспечивающих качественное и доступное дошкольное образование, школьное образование, дополнительное образование детей, все виды медицинской помощи семьям с детьми),
8) создание инфраструктуры семейного отдыха,  оздоровления и досуга, включая создание семейных парков,
9) защита семьи  от незаконного вмешательства органов власти в семейную жизни, от лишений, связанных с обстоятельствами чрезвычайного характера,
10) расширение участия Русской православной церкви, а также других религиозных организаций граждан, исповедующих, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, иных общественных организаций в принятии решений в сфере семейных отношений.
4. Решение задачи по пропаганде семейного благополучия и традиционных семейных ценностей включает в себя:
формирование позитивного образа многодетных семей, многопоколенных семей,
формирование позитивного образа отца,
формирование негативного общественного отношения к абортам как к акту насильственного умерщвления человеческого организма,
разработку системы мер оказания помощи россиянам в восстановлении родословных их семей,
организацию всероссийского конкурса "Семья года",
5. Решение задачи по укрепление института брака, сокращению  я числа  разводов, в первую очередь разводов супругов, имеющих несовершеннолетних детей, рождений детей вне брака включает в себя:
совершенствование положений семейного законодательства о заключении брака,
предоставление работающим отцам права на оплачиваемый двухнедельный отпуск в связи с рождением ребенка, который отец может использовать в любое время в течение трех месяцев со дня рождения ребенка,
совершенствование положений, регламентирующих алиментные обязательства родителей и детей,
восстановление правила о допустимости отступления от принципа равенства прав супругов при разделе имущества в случае расторжения брака в пользу того из них, с кем остаются дети после расторжения брака,
внедрение службы медиации для разрешения внутрисемейных конфликтов, предупреждения поспешных разводов,
создание  социальных центров поддержки семей с детьми в целях оказания психологической и иных видом помощи в разрешении внутрисемейных конфликтов.
6. Решение задачи по  совершенствованию системы профилактики абортов, оказания помощи беременным женщинам в целях сохранения беременности, регулированию применения репродуктивных технологий и суррогатного материнства, включает в себя:
усиление мер поддержки беременных женщин,
усиление гарантий прав беременных женщин  на получение информации о проведении аборта и его последствиях,
введение процедуры получения письменного информированного добровольного согласия  беременной  женщины на проведение пренатальной (дородовой) диагностики. Документ должен содержать информацию о целях и возможных негативных последствиях диагностики для здоровья как женщины, так и ребенка,
определение термина «профилактика абортов» как деятельности направленной на сохранение беременности и рождение ребенка,
введение института анонимного оставления матерью новорожденного в возрасте до 6 месяцев в специально создаваемых для этого местах, безопасных для жизни и здоровья ребенка (больницах, монастырях, др.),
усиление ответственности за нарушение законодательства об абортах,
совершенствование законодательства о репродуктивных технологиях и о суррогатном материнстве, в том числе ограничение круга лиц, к которым они могут быть применены, супружескими парами, страдающими бесплодием.
7. Решение задачи по усилению мер поддержки многодетных семей включает в себя:
разработку и принятие федерального закона «О дополнительных мерах поддержки многодетных семей в Российской Федерации»,
предоставление многодетной семье федеральной надбавки к ежемесячному пособию, выплачиваемому в соответствии с законодательством субъекта РФ,
полное освобождение от уплаты подоходного налога при наличии пяти и более детей,
предоставление права на получение второго отцовского (семейного) капитала при рождении в семье четвертого либо последующего ребенка,
разрешение использовать материнский (семейный) капитал на оплату услуг образования многодетной матери или отца и на  приобретение многоместного автотранспорта для многодетной семьи,
зачет в трудовой стаж многодетного родителя, осуществляющего уход за детьми, периода ухода одновременно за 3 и более детьми в возрасте до 14 лет,
установление надбавки к пенсии за ответственное родительство многодетному родителю, воспитавшему трех и более детей,
улучшение жилищных условий многодетных семей,
бесплатное либо льготное предоставление детям из многодетных семей услуг дополнительного образования,
бесплатное оказание медицинских услуг многодетным семьям.
8. Решение задачи по усилению  мер    поддержки семей с детьми – инвалидами включает в себя:
разработку и принятие федеральной целевой программы «Социальная защита семей с детьми-инвалидами»,
развитие сети специализированных учреждений социального обслуживания семей с детьми-инвалидами,
азакрепление правила о прикреплении социального работника к семье с ребенком инвалидом со дня рождения (установления факта инвалидности)   ребенка,
создание специализированных центров дневного или временного пребывания детей-инвалидов, предоставляющих комплексные услуги таким детям, семьям с детьми  - инвалидами,
поддержка ассоциаций инвалидов, семей с детьми или родителями инвалидами, в том числе предоставление им помещений.
9. Решение задачи по улучшению положения семей, в первую очередь семей  с несовершеннолетними детьми, в том числе сокращению числа малоимущих семей с несовершеннолетними детьми, улучшению жилищных условий семей, включает в себя:
формирование семейно-детского бюджета в структуре федерального и регионального бюджетов, увеличение объема федерального семейно-детского бюджета в 2-3 раза,
разработка и внедрение системы нормативных потребительских бюджетов семей с детьми, в том числе для определения нуждаемости семьи в мерах социальной поддержки,
совершенствование законодательства о государственных пособиях и иных мерах поддержки семей с детьми,
введение стандартного налогового вычета с налога на доходы физических лиц на неработающего совершеннолетнего члена семьи, осуществляющего уход за двумя и более детьми либо за ребенком-инвалидом
разработка и принятие специальных программ по улучшению жилищных условий семей с детьми, в первую очередь молодых семей с детьми,
создание системы мер поддержки одиноких граждан, утративших способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или инвалидностью, в том числе совершенствование системы оказания социальной помощи по месту их проживания таких, создания специальных мест для проживания таких граждан, а также центров дневного пребывания, совершенствования системы алиментных обязательств совершеннолетних трудоспособных детей по отношению к  родителям.
10. Решение задачи по развитию социальной инфраструктуры оказания услуг семьям с детьми, в том числе позволяющих совмещать трудовую занятость и воспитание детей (в первую очередь обеспечивающих качественное и доступное дошкольное образование, школьное образование, дополнительное образование детей, все виды медицинской помощи семьям с детьми) включает в себя:
обеспечение доступности дошкольного образования,
улучшение материально-технического состояния дошкольных образовательных учреждений,
обеспечение доступности дополнительного образования детей, включая организацию групп продленного дня,
стимулирование организаций, принимающих специальные меры поддержки  работающих родителей (гибкие условия труда, совмещение рабочего и школьного расписания, политика отпусков, различные типы услуг по уходу за детьми высокого качества, положения об уходе за детьми с ограниченными возможностями, а также за детьми во время болезни и т.д.).
11. Решение задачи по созданию инфраструктуры семейного отдыха, оздоровления и досуга, создание семейных парков, включает в себя:
создание сети учреждений отдыха и  (или) оздоровления, ориентированных на семьи с детьми,
отнесение к полномочиям субъектов РФ организации досуга детей и семей с детьми не только в период школьных каникул, но и в выходные и праздничные дни,
введение правила о направлении не менее 2% средств, собираемых за оплату жилищно-коммунальных услуг, на организацию досуговой работы с  детьми по месту жительства,
разработка и принятие федеральной целевой программы и региональных программ поддержки создания семейных парков  cовместного отдыха и развлечений детей      и родителей.
12. Решение задачи по защите семьи от незаконного вмешательства органов власти в семейную жизнь, от лишений, связанных с обстоятельствами чрезвычайного характера включает в себя:
совершенствование семейного законодательства в целях повышения статуса родителей, профилактики социального сиротства и защиты семей с детьми от произвольного вмешательства государственных и муниципальных органов,
установление оснований и порядка признания семьи, находящейся в социально опасном положении, порядка постановки семьи на учет семей, находящихся в социально опасном положении и снятия с учета,
установление оснований для отобрания ребенка из семьи и введение судебного порядка отобрания,
введение системы оказания помощи родителю, ограниченному в родительских правах, или лишенному родительских прав, в востановлении в родительских правах,
введение ответственности органов опеки и попечительства, иных органов и должностных лиц за незаконное вмешательство в семейную жизнь,
усиление мер поддержки семей, усыновивших (удочеревших) ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, приемных и иных опекунских семей,
создание системы мер социальной защиты родителей с несовершеннолетними детьми, в том числе путем оказания им по просьбе родителей срочной социальной помощи, центров помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе центров дневного или временного пребывания родителей с детьми.
13. Решение задачи по расширению участия церкви,  религиозных и иных общественных организаций в принятии решений в сфере семейных отношений включает в себя:
изменение порядка формирования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, введение правила о том, что не менее половины ее состава формируется из представителей Русской православной церкви, других традиционных религий, иных общественных организаций,
предварительная "духовная" экспертиза законопроектов  и проектов иных нормативных правовых актов в сфере семейных отношений,
поддержка ассоциаций, общественных организаций, осуществляющих деятельность, связанных с пропагандой традиционных семейных ценностей, их сохранением и восстановлением,

4. Механизм реализации семейной политики

Реализация семейной политики Россиской Федерации на период до 2025 года будет осуществляться через:
1) cовершенствование семейного законодательства в целях повышения статуса родителей в семье и в обществе, профилактики социального сиротства и защиты семей с детьми от произвольного вмешательства государственных и муниципальных органов, реализации мер семейной политики, а также совершенствование бюджетного, налогового, жилищного законодательства;
2) включение задач и мероприятий, призванных укрепить институт семьи, возродить и сохранить традиционные семейные ценности, в федеральные и региональные программы социально-экономического развития;
3) учет задач семейной политики при формировании федерального и региональных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, концентрации финансовых и материальных ресурсов для реализации основных задач семейной  политики, привлечения дополнительных внебюджетных средств на эти цели;
4) методическое обеспечение деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований, направленной на реализацию семейной политики;
5)  мониторинг и анализа развития института семьи и на их основе конкретных мер семейной политики;
6) развитие научных исследований в сфере семейной политики.

5.
Основные этапы и ожидаемые результаты
реализации семейной политики Российской Федерации
на период до 2025 года

Реализация политики Российской Федерации на период до 2025 года будет осуществляться в 2 этапа: 2014-2017 годы и 2018-2025 годы.
На первом этапе (2014-2017 годы) будут реализованы меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций  развития института семьи, и создание условий для повышения уровня семейного благополучия.
Предусматривается разработать
На первом этапе в субъектах Российской Федерации будут также разработаны региональные программы, направленные на улучшение ситуации, учитывающие специфику каждого региона (долю сельского населения, сложившуюся модель семьи, обычаи и традиции) и согласованные с реализуемыми мероприятиями в рамках ДП и НС.
На первом этапе в субъектах Российской Федерации будут также разработаны региональные программы, направленные на улучшение ситуации, учитывающие специфику каждого региона (сложившуюся модель семьи, обычаи и традиции) и согласованные с реализуемыми мероприятиями.
На первом этапе будут созданы условия, позволяющие уменьшить остроту кризиса, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2018 года
В результате реализации мероприятий первого этапа предполагается
 снизить темпы сокращения числа семей с несовершеннолетними детьми,
стабилизировать численность семей с двумя детьми, численность многодетных семей и создать условия для увеличения их численности,
стабилизровать численность семей, основанных на незарегистрированных браках, и создать условия для их сокращения,
сократить число рождений детей вне брака,
сократить число абортов за счет отказа беременных женщин от их проведения,
стабилизированность численность малоимущих семей с несовершеннолетними детьми и создать условия для сокращения их числа,
сократить численность детей-социальных сирот,
сократить число отобраний детей у родителей,
стабилизировать численность усыновляемых российскими гражданами детей и создать условия для  увеличения числа усыновлений российскими гражданами,
создать условия для модернизации детских домов.
На втором этапе (2018 - 2025 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по стабилизации ситуации. Основной акцент будет сделан на улучшение положения всех типов семей с несовершеннолетними детьми, развитие инфраструктуры оказания услуг семьям с детьми, организации семейного отдыха, оздоровления и досуга.
По итогам реализации второго этапа предполагается к 2025 году:
увеличить число многодетных семей;
сократить число неполных семей,
сократить показатель разводов,
сократить число абортов в 2 раза,
сократить число малоимущих семей с детьми,
сократить долю детей социальных сирот до  1/3 от общего числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
увеличить рождаемость.




















[1]См.: Доклад: Духовные основы традиционной русской семьи  //http://www.works.tarefer.ru/74/100048/index.html
[2] См.: Захаров С.В. Рождаемость в России: первый и второй демографический переход. Извлечение/Электронная версия журнала «население и общество» Института демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»//
[3] См.: Социализация детей в современной русской семье//http://www.childsy.ru/lib/frticles/id/10261.php
[4] См.: Социализация детей в современной русской семье//http://www.childsy.ru/lib/frticles/id/10261.php
[5] См.: Социализация детей в современной русской семье//http://www.childsy.ru/lib/frticles/id/10261.php
[6] В Указе Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» зафиксировано ,что неполные семьи составляют 13% семей.
[7] См.: Ильин И. Разрушение семьи в советском государстве//Собрание соч. в 10 томах/Т.7.-М.: Изд-во Русская книга,1998.-С.104-105
[8] Позиция РПЦ по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции/Принята Архиерейским Собором РПЦ 4 февраля 2013 года
> 

No comments:

Post a Comment